Мирабель в Монреале: как современный аэропорт стал инфраструктурным провалом Канады

Стремительный рост путешествий воздушным транспортом через Монреаль заставил канадское правительство искать пути для дальнейшего развития авиасообщения в провинции Квебек. Если в 1946 году пассажиропоток городского аэропорта Монреаля Донваль составил 250 тыс. человек, в 1955 году — 1 млн. человек, то уже в 1961 число пассажиров достигло отметки в 2 млн.

Рассматривалось несколько мест для размещения новых воздушных ворот, однако в итоге остановились на окрестностях города Мирабель, расположенного в 60 км от центра Монреаля.

Новый аэропорт Мирабель проектировался как современные воздушные ворота, в которых пассажиру нужно было проходить всего 100 метров от автомобиля до выхода на посадку в самолет.

Строительство терминала в аэропорту Мирабель

На первом этапе развития аэропорт получил две взлетно-посадочных полосы, большой перрон и современный терминал с телескопическими трапами и необычной системой посадки в самолет с использованием специальных автобусов. Они подсоединялись к зданию, после чего подъезжали к самолету, поднимались на уровень воздушного судна и позволяли пассажирам выходить прямо в салон авиалайнера.

 

На момент открытия 4 октября 1975 года по размеру закрепленной площади это был крупнейший аэропорт мира, занимавший 396,6 кв. км, из них значительная площадь приходилась на пахотные земли.

Аэропорт открыли как раз накануне Летних Олимпийских игр 1976 года. Поскольку работы велись в спешке, перевод рейсов из старого аэропорта Монреаля Дорваль решили проводить в две стадии, что стало одним из факторов, поставивших в итоге крест на будущем аэропорта.

В рамках первого этапа в Мирабель перенесли все международные рейсы, в то время как рейсы по Канаде и в США предполагалось оставить в Дорвале до 1982 года.

Однако подобное разделение в итоге привело к тому, что новый аэропорт по сути стал тупиковым. Для трансфера с международного рейса на внутриканадский или на рейс в США пассажир должен был преодолеть десятки километров наземным транспортом между Мирабелем и Дорвалем.

Осложняло процесс и отсутствие нормального транспортного сообщения Монреаля с Мирабелем — запланированные автострады и ж/д ветки так и не были построены. В результате сложившаяся ситуация привела к оттоку рейсов в Торонто, где пересадка обеспечивалась в рамках одного аэропорта и занимала меньше времени, а развитие авиастроения и появление дальнемагистральных самолетов, способных преодолевать длительные расстояния без промежуточных посадок, поставили на Мирабеле крест как точке дозаправки.

Чтобы поддержать развитие нового аэропорта власти с 1975 по 1997 годы обязали авиакомпании, летающие в Монреаль, выполнять все международные рейсы (кроме рейсов из США) в Мирабель.

Еще одним ударом по новому аэропорту Монреаля стало то, что планируемого закрытия Дорваля так и не произошло, поскольку аэропорт был более привлекательным для общественности — он находится всего в 20 минутах езды от центра Монреаля, тогда как на дорогу в Мирабель нужно было потратить около часа в случае отсутствия пробок.

Из-за этого с 1997 года, после окончания действия запрета, авиакомпании начали переводить международные рейсы из Мирабеля обратно в Дорваль. Последний коммерческий рейс с пассажирами из Мирабеля был выполнен канадской чартерной авиакомпанией Air Transat 31 октября 2004 года в Париж.

В том же году интерьеры терминала Мирабеля использовались для съемок трагокомедии «Терминал» Стивена Спилберга, после чего здание стало безлюдным. Позже оборудование терминала передали в качестве гуманитарной помощи аэропорту на Гаити.

Пустой зал прилета с багажными каруселями в терминале аэропорта Мирабель

Планам по превращению Мирабеля в крупный пассажирский авиационный узел Северной Америки так и не суждено было сбыться. По прогнозам на момент создания аэропорта, в 2000 году годовой пассажиропоток должен был составить 50 млн. человек, однако максимальное число пассажиров, которое новые воздушные ворота Монреаля смогли обслужить в течение года, никогда не превысило отметки в 3 млн.

На строительство инфраструктуры аэропорта потребовалась в более чем пять раз меньшая площадь, чем первоначально была выделена. Земля, которая была экспроприирована в 1979 году у 3000 семей, постепенно начала возвращаться в собственность фермеров.

И хотя сторонниками развития аэропорта Мирабель выдвигается мысль, что аэропорт потребуется, когда жителям Монреаля надоест шум от увеличивающегося авиационного трафика в Дорвале, оператор в момент закрытия терминала в 2004 году Aeroport de Montreal заявил, что пропускной способности этого аэропорта хватит еще как минимум на 30 лет, т.е. до 2034 года.

В 2014 году оператор решил, что содержать аэровокзальный комплекс в Мирабеле слишком дорогое удовольствие. За 10 лет на поддержание его в надлежащем состоянии Aeroport de Montreal потратил $30 млн. Здание решено было снести. Работы по демонтажу начались в конце 2014 года.

От крупного терминала осталась лишь небольшая галерея вылета, к которой ранее крепились телетрапы, а перрон перед зданием превратили в гоночный трек. Сейчас Мирабель обслуживает только грузовые рейсы и стал символом неэффективных трат, ,ошибок в планировании и показал, что недостаточно просто построить хороший аэропорт, чтобы в него начали летать.

Символично, что аэропорту Дорваль в итоге присвоили имя премьер-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо, правительство которого хотело закрыть эти воздушные ворота. Но вместо этого аэропорт был значительно реконструирован и расширен.

Однако и его пассажиропоток достиг лишь отметки в 16,5 млн. человек в 2016 году, что далеко от прогнозов, которые делались несколько десятилетий назад при обосновании строительства Мирабеля.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.